РП информатика 1-3 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы
Рудченко Т. А., Семенова А.Л. «Информатика». Сборник рабочих программ. 1 - 4 классы:
пособие для учителей общеобразовательных учреждений - М.: «Просвещение», 2011 г.
Рабочая программа по информатике разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, а также основной образовательной программой начального общего
образования.
Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего
образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника.
При разработке программы учитывался разброс в темпах и направлениях развития детей,
индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятия, внимания,
памяти, мышления, моторики и т. п.
Важнейшей целью-ориентиром изучения информатики в школе является воспитание
и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в
частности приобретение обучающимися информационной и коммуникационной
компетентности.
Курс информатики в начальной школе имеет интегративный, межпредметный
характер. Он призван стать стержнем всего начального образования в части
формирования ИКТ-компетентности и универсальных учебных действий.
Общая характеристика курса
В основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход,
который заключается в вовлечении обучающегося в учебную деятельность,
формировании компетентности обучающегося в рамках курса. Он реализуется не только
за счёт подбора содержания образования, но и за счёт определения наиболее оптимальных
видов деятельности обучающихся. Ориентация курса на системно-деятельностный подход
позволяет учесть индивидуальные особенности обучающихся, построить индивидуальные
образовательные траектории для каждого обучающегося.
В содержании курса условно можно выделить следующие содержательные линии:

Основные информационные объекты и структуры (цепочка, мешок, дерево,
таблица).

Основные информационные действия (в том числе логические) и процессы
(поиск объекта по описанию, построение объекта по описанию, группировка и
упорядоченье объектов, выполнение инструкции, в том числе программы или алгоритма и
проч.).

Основные информационные методы (метод перебора полного или
систематического, метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на подзадачи и проч.).
Место курса в учебном плане
В соответствии с новым базисным учебным планом начального образования курс
информатики входит в предметную область «Математика и информатика».
Программа рассчитана на 33 ч – 1 класс, 34 ч – 2 класс, 34 ч – 3 класс. Содержание
курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности и не требует от
учащихся дополнительных знаний.

Описание ценностных ориентиров содержания курса
Целью изучения информатики в начальной школе является формирование у
обучающихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в
структуру УУД. Это и задаёт основные ценностные ориентиры содержания данного курса.
С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения
образования на более высоких ступенях (в том числе, обучения информатике в среднем и
старшем звене), наиболее ценными являются следующие компетенции, отражённые в
содержании курса:

Основы логической и алгоритмической компетентности, в частности
овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в
соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы.

Основы информационной грамотности, в частности овладение способами и
приёмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации,
представленной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность.

Основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения
компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач.

Основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного
предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности,
связанные с приёмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой
компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий,
использованием языка для приёма и передачи информации.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Изучение информатики в начальной школе даёт возможность обучающимся достичь
следующих результатов в направлении личностного развития:
1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
В ряде задач в качестве объектов для анализа с точки зрения информационных
методов и понятий взяты объекты из окружающего мира. Это позволяет детям применять
теоретические знания к повседневной жизни, лучше ориентироваться в окружающем
мире, искать более рациональные подходы к практическим задачам.
2) развитие мотивов учебной деятельности;
3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
В метапредметном направлении:
1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
В наибольшей степени это умение формируется в проектах, где способы решения
обсуждаются и формируются в ходе целенаправленной индивидуальной или групповой
деятельности.

2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Действие планирования в наиболее развёрнутом виде формируется в проектной
деятельности. Действия контроля и оценки формируются в любой задаче курса. Важную
роль в этом играет необходимость следования правилам игры. Решение задачи должно
соответствовать правилам игры, изложенным на листах определений, что учащемуся
легко проверить. Кроме того, решение должно соответствовать условию задачи. В
задачах, где это трудно проверить, в помощь учащимся приводятся указания к проверке.
3) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
На протяжении всего курса дети учатся использовать основные структуры курса:
мешок, цепочку, дерево, таблицу для создания моделей и схем.
4) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
Средства ИКТ активно используются во всех компьютерных проектах, обычно для
решения практических задач, которые часто включают коммуникативную и
познавательную составляющие. Речевые средства используются в большей степени в
групповых проектах, где дети вынуждены договариваться между собой, а также в
проектах, которые заканчиваются выступлениями обучающихся (часто с ИКТподдержкой).
5) использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки,
анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в
том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить
своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
6) осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
Наиболее активно эти умения формируются при выполнении групповых проектов
и проектов, итогом которых должен стать текст и/или выступление обучающихся.
7) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества;
В наиболее полной мере эти результаты обучения формируются в процессе выполнения
групповых проектов. Обучающиеся при этом выполняют общую задачу, поэтому им

приходится: вести диалог, договариваться о групповом разделении труда, сотрудничать,
разрешать конфликты, контролировать друг друга и прочее.
9) овладение
начальными
сведениями
о
сущности
и
особенностях
информационных объектов, процессов и явлений действительности;
10)
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
В предметном направлении:
1) владение базовым понятийным аппаратом:

знакомство с цепочкой (конечной последовательностью) элементов и ее
свойствами, освоение понятий, связанных с порядком элементов в цепочке;

знакомство с мешком (неупорядоченной совокупностью) элементов и его
свойствами, освоение понятий, относящихся к элементам мешка;

знакомство с одномерной и двумерной таблицей;

формирование представления о круговой и столбчатой диаграммах;

знакомство с утверждениями, освоение логических значений утверждений;

знакомство с исполнителем, освоение его системы команд и ограничений,
знакомство с конструкцией повторения;

знакомство с деревом, освоение понятий, связанных со структурой дерева;

знакомство с игрой с полной информацией для двух игроков, освоение понятий:
правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;
2) овладение практически значимыми информационными умениями и навыками, их
применением к решению информатических и неинформатических задач,
предполагающее умение:

выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева,
мешка;

проведение полного перебора объектов;

определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание
описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе
включающих понятия: все/каждый, есть/нет/всего, не;

использование имён для указания нужных объектов;

использование справочного материала для поиска нужной информации, в том
числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;

сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе
расположение слов в словарном порядке;

выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или
учебной задачи;

достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе,
включающих конструкцию повторения;

использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры,
классификации, описания структуры;

построение выигрышной стратегии на примере игры камешки;

построение и использование одномерных и двумерных таблиц, в том числе для
представления информации;


построение и использование круговых и столбчатых диаграмм, в том числе для
представления информации;

использование метода разбиения задачи на подзадачи в задачах большого
объёма;
ИКТ-квалификация

сканирование изображения;

запись аудио-визуальной информации об объекте;

подготовка и проведение презентации перед небольшой аудиторией;

создание текстового сообщения с использованием средств ИКТ;

заполнение учебной базы данных;

создание изображения с использованием графических возможностей
компьютера; составление нового изображения из готовых фрагментов (компьютерная
аппликация).
Содержание курса
Правила игры
Понятие о правилах игры
Правила работы с учебником (листами определений и задачами) и рабочей тетрадью,
а также тетрадью проектов. Техника безопасности и гигиена при работе с компьютером.
Правила работы с компьютерными составляющими курса: работа с собственным
портфолио на сайте, с компьютерными уроками.
Базисные объекты и их свойства. Допустимые действия
Основные объекты курса: фигурки, бусины, буквы и цифры. Свойства основных
объектов: цвет, форма, ориентация на листе. Одинаковые и разные объекты (одинаковость
и различие, для каждого вида объектов: фигурок, букв и цифр, бусин). Сравнение фигурок
наложением.
Допустимые действия с основными объектами в бумажном учебнике: раскрась,
обведи, соедини, нарисуй в окне, вырежи и наклей в окно, пометь галочкой. Допустимые
действия с основными объектами в компьютерных задачах: раскрась, обведи, соедини,
положи в окно, напечатай в окне, пометь галочкой. Сравнение фигурок наложением в
компьютерных задачах.
Области
Понятие области. Выделение и раскрашивание областей картинки. Подсчёт областей
в картинке.
Цепочка
Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов. Одинаковые и
разные цепочки. Общий порядок элементов в цепочке – понятия: первый, второй, третий
и т. п., последний, предпоследний. Частичный порядок элементов цепочки – понятия:
следующий и предыдущий. Понятие о числовом ряде (числовой линейке) как о цепочке, в
которой числа стоят в порядке предметного счёта. Понятия, связанные с порядком бусин
от конца цепочки: первый с конца, второй с конца, третий с конца и т. д. Понятия
раньше/позже для элементов цепочки. Понятия, связанные с отсчётом элементов от
любого элемента цепочки: второй после, третий после, первый перед, четвертый перед и
т. д. Цепочки в окружающем мире: цепочка дней недели, цепочка месяцев. Календарь, как
цепочка дней года. Понятия перед каждым и после каждого для элементов цепочки.

Длина цепочки как число объектов в ней. Цепочка цепочек – цепочка, состоящая из
цепочек. Цепочка слов, цепочка чисел. Операция склеивания цепочек. Шифрование как
замена каждого элемента цепочки на другой элемент или цепочку из нескольких.
Использование инструмента «цепочка» для построения цепочек в компьютерных
задачах.
Мешок
Понятие мешка как неупорядоченного конечного мультимножества. Пустой мешок.
Одинаковые и разные мешки. Классификация объектов мешка по одному и по двум
признакам. Мешок бусин цепочки. Операция склеивания мешков цепочек.
Основы логики высказываний
Понятия все/каждый для элементов цепочки и мешка. Полный перебор элементов
при поиске всех объектов, удовлетворяющих условию. Понятия есть/нет для элементов
цепочки и мешка. Понятие все разные. Истинные и ложные утверждения. Утверждения,
истинность которых невозможно определить для данного объекта. Утверждения, которые
для данного объекта не имеют смысла.
Язык
Латинские буквы. Алфавитная цепочка (русский и латинский алфавиты), алфавитная
линейка. Слово как цепочка букв. Именование, имя как цепочка букв и цифр. Буквы и
знаки в русском тексте: прописные и строчные буквы, дефис и апостроф, знаки
препинания. Словарный порядок слов. Поиск слов в учебном словаре и в настоящих
словарях. Толковый словарь. Понятие толкования слова. Полное, неполное и избыточное
толкования. Решение лингвистических задач.
Основы теории алгоритмов
Понятие инструкции и описания. Различия инструкции и описания. Выполнение
простых инструкций. Построение объекта (фигурки, цепочки, мешка) по инструкции и по
описанию. Выполнение простых алгоритмов для решения практических и учебных задач:
алгоритма подсчёта областей картинки, алгоритма подсчёта букв в тексте, алгоритма
поиска слова в учебном словаре. Исполнитель Робик. Поле и команды (вверх, вниз,
вправо, влево) Робика. Программа как цепочка команд. Выполнение программ Робиком.
Построение и восстановление программы по результату её выполнения. Использование
конструкции повторения в программах для Робика. Цепочка выполнения программы
Робиком. Дерево выполнения программ Робиком. Использование инструмента «Робик»
для поиска начального положения Робика.
Дерево
Понятие дерева как конечного направленного графа. Понятия следующий и
предыдущий для вершин дерева. Понятие корневой вершины. Понятие листа дерева.
Понятие уровня вершин дерева. Понятие пути дерева. Мешок всех путей дерева. Дерево
потомков. Дерево всех вариантов (дерево перебора). Дерево вычисления арифметического
выражения.
Использование инструмента «дерево» для построения деревьев в компьютерных
задачах.
Игры с полной информацией
Турниры и соревнования – правила кругового и кубкового турниров. Игры с полной
информацией. Понятия: правила игры, ход и позиция игры. Цепочка позиций игры.
Примеры игр с полной информацией: Крестики-нолики, Камешки, Ползунок, Сим.
Выигрышные и проигрышные позиции в игре. Существование, построение и

использование выигрышных стратегий в реальной игре. Дерево игры, ветка из дерева
игры.
Математическое представление информации
Одномерная и двумерная таблицы для мешка – использование таблицы для
классификации объектов по одному и по двум признакам. Использование таблиц (рабочей
и основной) для подсчёта букв и знаков в русском тексте. Использование таблицы для
склеивания мешков. Сбор и представление информации, связанной со счётом
(пересчётом), измерением величин (температуры); фиксирование результатов. Чтение
таблицы, столбчатой и круговой диаграмм, заполнение таблицы, построение диаграмм.
Решение практических задач
Поиск двух одинаковых объектов в большой совокупности объектов с
использованием разбиения задачи на подзадачи и группового разделения труда (проект
«Разделяй и властвуй»).
Изготовление телесной модели цепочки бусин и числового ряда (изготовление бусин
из бумаги, нанизывание их в цепочку) (проект «Вырезаем бусины»).
Решение проектных задач на анализ текста и выделение из него нужной
информации, в частности задач на сопоставление объекта с его описанием (мини-проекты
«Работа текстом»).
Исследование частотности использования букв и знаков в русских текстах (проект
«Буквы и знаки в русском тексте»).
Поиск двух одинаковых мешков среди большого количества мешков с большим
числом объектов путём построения сводной таблицы (проект «Одинаковые мешки»).
Работа с большими словарями, поиск слов в больших словарях (проект
«Лексикографический порядок»).
Сортировка большого количества слов в словарном порядке силами группы с
использованием алгоритма сортировки слиянием, сортировочного дерева, классификации
(проект «Сортировка слиянием»).
Изучение способов проведения спортивных соревнований, записи результатов и
выявления победителя в ходе решения серии проектных задач и проведения кругового и
кубкового турниров в классе (проект «Турниры и соревнования»).
Сбор информации о погоде за месяц, представление информации о погоде в виде
таблиц, а также круговых и столбчатых диаграмм (проект «Дневник наблюдения за
погодой»).
Построение полного дерева игры, исследование всех позиций, построение
выигрышной стратегии (проект «Стратегия победы»).
Решение практических задач. ИКТ-квалификация
Изготовление при помощи компьютерного ресурса нагрудной карточки (беджа)
(проект «Моё имя»).
Изготовление при помощи компьютерного ресурса изображения фантастического
животного составлением его из готовых частей (проект «Фантастический зверь»).
Совместное заполнение базы данных обо всех учениках класса при помощи
компьютерного ресурса, изготовление бумажной записной книжки (проект «Записная
книжка»).

Изготовление графического изображения (новогодней открытки) с использованием
набора готовых изображений средствами стандартного графического редактора (проект
«Новогодняя открытка»).
Изготовление в стандартном редакторе и демонстрация презентации, включающей
текст и фотографии (как снятые непосредственно, так и сканированные) (проект «Мой
лучший друг/Мой любимец»).
Оформление и распечатка собственного текста с помощью стандартного текстового
редактора (проект «Наши рецепты»).
Определение дерева по веточкам и почкам с использованием электронного
определителя (проект «Определение дерева по веточкам и почкам»).
Изготовление графического изображения с элементами анимации (включающее хотя
бы один движущийся объект) с использованием программирования исполнителя (в
среде ПервоЛого/ЛогоМиры или в программе компьютерной анимации) (проект
«Живая картина»).
Изготовление компьютерной анимации (с собственным озвучением) с
использованием программирования исполнителя в программе ПервоЛого/ЛогоМиры
или в программе компьютерной анимации (проект «Наша сказка»).
Наблюдение и регистрация данных, в частности числовых, при помощи
компьютерного ресурса; обобщение итогов наблюдения и оформление результатов в
виде презентации (проект «Дневник наблюдения за погодой»).
Поиск информации на заданную тему в Интернете, подбор и структурирование
найденной информации, оформление информации в виде текстового документа с
иллюстрациями, распечатка готового документа (проект «Мой доклад»).

Поурочно-тематическое планирование для 1 класс
Номер
темы
1.
2.

Название темы
Раскрась как хочешь
Правило раскрашивания

Характеристика деятельности обучающихся
кол. час.
1
1

3.

Проект «Моё имя»

1

4.
5.
6.
7.
8.

Цвет
Области
Соединяем линией
Одинаковые (такая же) Разные
Обводим

1
1
1
1
1

9.
10.

Бусины.
Одинаковые и разные бусины.

1
1

11.

Проект «Разделяй и властвуй», 1
часть

1

12.

Вырезаем и наклеиваем в окно.

1

Работать по правилам игры: выполнять, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, искать информацию для
решения задачи (на листах определений).
Раскрашивать картинки и фигурки в отсутствии ограничений и по правилу
раскрашивания.
Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «заливка» в
компьютерных задачах.
Понимать и принимать задачу, видеть её практическую ценность (развитие мотивов
учебной деятельности).
Работать в компьютерной адаптированной среде: изготавливать с помощью
компьютерного ресурса нагрудную карточку (бедж).
Работать по правилам игры. Раскрашивать фигурки и области фиксированным цветом.
Выбирать произвольно цвета для раскрашивания в рамках фиксированного набора.
Сравнивать фигурки по различным признакам. Работать по правилам игры. Выполнять
действия «соедини», «обведи» в соответствии с правилами игры. Соединять две
одинаковые фигурки. Обводить (выделять) две или несколько одинаковых фигурок.
Раскрашивать области фигурок так, чтобы фигурки стали одинаковыми.
Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «карандаш»
для выполнения действий «обведи», «соедини» в компьютерных задачах.
Осуществлять сравнение и классификацию по форме и цвету бусин. Выделять бусину из
набора по описанию. Раскрашивать (достраивать) бусину по описанию. Выделять из
набора две или несколько одинаковых бусин.
Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать
групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести
диалог и др. Находить две одинаковые фигурки в большом наборе хорошо различимых
фигурок. Применять общие информационные методы для решения задачи (использовать
метод разбиения задачи на подзадачи).
Работать по правилам игры. Выполнять действия «вырежи и наклей в окно», «нарисуй в

1

14.

Сравниваем фигурки
наложением.
Рисуем в окне.

15.
16.
17.

Все, каждый.
Помечаем галочкой.
Проверочная работа 1.

1
1
1

18.

Проект «Фантастический
зверь».

1

19.

Русские буквы и цифры.

1

20.
21.

1
1

25.

Цепочка: бусины в цепочке.
Цепочка: следующий и
предыдущий.
Проект «Вырезаем бусины»
Раньше, позже.
Числовой ряд. Числовая
линейка.
Одинаковые и разные цепочки.

26.

Проект «Записная книжка».

1

13.

22.
23.
24.

1

1
1
1
1

окне» в соответствии с правилами игры. Сравнивать фигурки наложением. Вырезать и
наклеивать в окно несколько одинаковых фигурок или бусин. Рисовать (строить) в окне
бусину по описанию.
Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «лапка» для
выполнения действия «положи в окно» в компьютерных задачах.
Работать по правилам. Выполнять действие «пометь галочкой» в соответствии с
правилами игры. Выделять все объекты (фигурки, бусины) удовлетворяющие условию
обводкой или галочкой. Применять общие информационные методы для решения задачи
(проводить полный перебор объектов).
Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «галочка» в
компьютерных задачах.
Осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта из готовых
частей). Работать в компьютерной адаптированной среде: собирать с помощью
инструмента «лапка» изображение фантастического животного, выбирать для своего
животного фон и звук.
Осваивать знаковую систему родного языка. Выделять русские буквы и цифры из набора
букв и знаков. Выделять одинаковые буквы и цифры.
Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «текст» в
компьютерных задачах.
Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические,
знаково-символические и телесные модели в виде цепочек. Выделять, достраивать и
строить цепочку по описанию, содержащему понятия: связанные с общим порядком
элементов в цепочке, «следующий/предыдущий», «раньше/позже».
Изготавливать телесную модель цепочки бусин – картонные бусины и нить (ось цепочки).
Нанизывать телесные цепочки бусин по описанию.
Строить и достраивать числовую линейку.
Выделять из набора две или несколько одинаковых цепочек. Достраивать цепочки так,
чтобы они стали одинаковыми (разными).
Представлять информацию в виде базы данных, обмениваться информацией при помощи
компьютерного ресурса. Работать в компьютерной адаптированной среде: изготовление
при помощи компьютерного ресурса базы данных об учениках класса, изготовление
бумажной записной книжки.

27.
28.
29.
30.
31.
32.

33.

Мешок. Пустой мешок. Есть,
нет.
Одинаковые и разные мешки.
Таблица для мешка
(одномерная).
Решение задач.
Проверочная работа 2.
Выравнивание, решение
необязательных и трудных
задач.
Решение проектных задач.

1
1
1
1
1
1

1

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические,
знаково-символические и телесные модели в виде мешков и таблиц. Выделять,
достраивать и строить мешок по описанию, содержащему понятия: есть, нет, всего, в том
числе пустой мешок. Выделять в наборе, достраивать и строить одинаковые и разные
мешки. Заполнять одномерную таблицу для данного мешка. Строить мешок по его
одномерной таблице. Работать в компьютерной адаптированной среде: собирать мешок
с помощью инструмента «лапка» и библиотеки объектов в компьютерных задачах.
Обрабатывать и анализировать информацию. Искать графическую и текстовую
информацию в рамках одной задачи. Сопоставлять описание объекта и его изображение.

Поурочно-тематическое планирование для 2 класс
№
темы
1-2

Название темы

Истинные и ложные
утверждения.

Характеристика деятельности обучающихся
кол.
час.
2

3

Сколько всего областей.

1

4
5
6

Слово.
Имена.
Все разные.

1
1
1

7

Проект «Разделяй и властвуй», 2
часть

1

8

Отсчитываем бусины от конца
цепочки.
Если бусины нет. Если бусина
не одна.
Раньше, позже.
Проверочная работа 1.
Выравнивание, решение
необязательных и трудных
задач.
Проект «Новогодняя открытка»

1

9
10-11
12
13

14

1
2
1
1

1

Строить логически грамотные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.
Определять истинность утверждений об элементах, цепочках, мешках. Выделять,
достраивать, строить цепочку (мешок) соответствующую набору утверждений и их значений
истинности.
Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, работать по алгоритму. Считать
число областей картинки, используя формальный алгоритм.
Осваивать знаковую систему языка – анализировать слово как цепочку знаков. Выделять,
строить и достраивать слово по описанию. Именовать объекты, использовать имена для
указания объектов. Строить рассуждения, включающие понятие «все разные» и имена
объектов.
Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать
групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог
и др. Находить две одинаковые фигурки в большом наборе очень похожих фигурок.
Применять общие информационные методы для решения задачи (использовать метод
разбиения задачи на подзадачи). Классифицировать предметы по одному, двум и более
признакам. Использовать трафареты для классификации по двум признакам.
Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаковосимволические и телесные модели в виде цепочек. Выделять утверждения, которые не имеют
смысла для данного объекта. Выделять, достраивать и строить цепочку по описанию,
содержащему понятия: характеризующие порядок элементов с конца, «раньше/позже», в том
числе избегая ситуаций бессмысленности утверждений. Строить логически грамотные
рассуждения, избегая ситуаций бессмысленности утверждений. Работать в компьютерной
адаптированной среде: использовать инструмент «цепочка» для построения цепочек в
компьютерных задачах.
Работать в компьютерной адаптированной среде: осваивать способы решения задач
творческого характера (построение объекта с учётом готовых элементов). Работать в

15
16-17
18
19
20-21
22
23

24

25-26
27-28
29-30
31
32
33

34

Алфавитная цепочка.
Словарь.
Проект «Буквы и знаки в
русском тексте»
Знаки препинания.
Латинский алфавит.
Проверочная работа 2.
Выравнивание, решение
необязательных и трудных
задач.
Проект «Наши рецепты».

1
2
1

Мешок бусин цепочки.
Цепочка (отсчет от любой
бусины)
Таблица для мешка (двумерная)
Календарь.
Проект «Мой календарь».
Выравнивание, решение
дополнительных и трудных
задач.
Проект «Мой лучший друг/ Мой
любимец».

2
2

1
2
1
1

1

2
1
1
1

1

стандартном графическом редакторе. Изготавливать открытку с помощью основных
инструментов графического редактора и набора готовых элементов.
Осваивать знаково-символическую систему русского и иностранных языков – анализировать
систему букв и знаков русского языка (знаков препинания), знакомиться с буквами
латинского алфавита, упорядочивать русские и латинские буквы по алфавиту. Искать
информацию в словарях. Искать в учебном словаре определенное слово, слово по описанию,
слова на некоторую букву. Знакомиться с важнейшими информационными понятиями,
работать по алгоритму. Считать число букв и знаков в тексте с использованием формального
алгоритма.

Составлять небольшой текст – рецепт кулинарного блюда. Вводить текст с клавиатуры,
работать в стандартном текстовом редакторе – печатать и оформлять рецепт своего блюда по
образцу.
Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаковосимволические и телесные модели в виде цепочек, мешков, таблиц. Строить мешок бусин
цепочки. Выделять, достраивать, строить цепочку по мешку ее бусин и описанию,
содержащему понятия частичного порядка. Проводить классификацию объектов с
использованием таблицы. Заполнять двумерную таблицу для данного мешка. Строить мешок
по его двумерной таблице. Приобретать навыками адаптации в окружающем мире: строить
календарь на текущий год, отмечать в этом календаре государственные, семейные праздники
и памятные даты, упорядочивать даты в календарном порядке, использовать календарь для
получения информации о месяцах и днях года.
Строить текст в письменной форме – небольшой рассказ о своём друге или домашнем
любимце.
Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать программу подготовки
презентации – подготовить одностраничную презентацию, включающую графику и текст, с
использованием макета слайда. Набирать текст с клавиатуры. Готовить сообщение и
выступать с графическим сопровождением.

Поурочно-тематическое планирование для 3 класс
№
темы
1
2

3
4

5
6

7
8-9

10-11

Название темы
Длина цепочки.
Цепочка цепочек.

Характеристика деятельности обучающихся
час.
1
1

Таблица для мешка (по двум
признакам)
Проект «Одинаковые мешки»

1

Словарный порядок. Дефис и
апостроф.
Проект «Лексикографический
порядок».

1

Дерево. Следующие вершины,
листья. Предыдущие вершины.
Уровень вершины дерева.

1

Робик. Команды для Робика.
Программа для Робика.

2

1

1

2

Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о цепочках цепочек. Определять
истинность утверждений о цепочке цепочек. Знакомиться с важнейшими
информационными понятиями (цепочка). Строить цепочку по описанию, включающему
понятие «длина цепочки». Строить знаково-символические модели объектов в виде цепочек
цепочек. Строить цепочки слов, цепочки чисел, в том числе по описанию.
Заполнять двумерную таблицу для данного мешка. Строить мешок по его двумерной
таблице. Сопоставлять несколько таблиц для данного мешка, в том числе для проверки
правильности заполнения мешка.
Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать
групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести
диалог и др. Искать два одинаковых в большом наборе мешков: представлять информацию
о составе мешков в виде сводной таблицы, обмениваться информацией о составе мешков,
искать одинаковые столбцы в таблице используя общие методы решения информационных
задач (в частности, метод разбиения задачи на подзадачи).
Упорядочивать русские слова по алфавиту, в том числе слова, включающие дефис и
апостроф. Искать информацию в словарях: слова на некоторую букву, определенное слово.
Искать и анализировать информацию о размещении слов в словарях: частные случаи
словарного порядка, частотность встречаемости в словарях слов с разными первыми
буквами.
Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (дерево). Строить знаковосимволические модели реальных объектов в виде дерева. Выделять и строить дерево по
описанию, включающему понятия: следующая вершина, предыдущая вершина, корневая
вершина, лист, уровень вершин дерева. Строить логически грамотные рассуждения и
утверждения о деревьях. Определять истинность утверждений о деревьях, включающих эти
понятия.
Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «дерево» для
построения дерева в компьютерных задачах.
Знакомиться с важнейшими алгоритмическими понятиями (программа, команды,
исполнитель). Выполнять программы для Робика – строить его заключительную позицию.

Перед каждой бусиной. После
каждой бусины.
Склеивание цепочек.
Игра «Проверь себя»
Выравнивание, решение
дополнительных и трудных задач.
Проект «Определение дерева по
веточкам и почкам».

2

19
20-21
22

Путь дерева.
Все пути дерева.
Деревья потомков.

1
2
1

23-24

Проект «Сортировка слиянием»

2

25-26

Робик. Конструкция повторения.

2

12-13
14-15
16
17
18

2
1
1
1

Строить программы для Робика по его начальной и заключительной позиции. Определять
начальное положение Робика по его программе и заключительной позиции.
Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «робик» для
решения компьютерных задач.
Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о цепочках, включающие
понятия «перед каждой/после каждой». Определять истинность утверждений о цепочек с
этими понятиями. Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (цепочка).
Строить цепочку по индуктивному описанию. Строить знаково-символические модели
процессов окружающего мира в виде периодических цепочек. Склеивать несколько цепочек
в одну. Строить цепочки по описанию и результату их склеивания.
Работать в компьютерной адаптированной среде: определять название растения по его
веточке. Осуществлять информационное взаимодействие с программой в интерактивном
режиме. Осуществлять познавательную рефлексию: сопоставлять полученный результат с
исходным объектом (растением), проверять правильность получения результата пошагово.
Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (дерево). Выделять и строить
дерево по описанию, включающему понятие «пусть дерева». Работать по алгоритму:
строить все пути дерева с использованием формального алгоритма. Строить дерево по
мешку его путей. Строить знаково-символические модели реальных объектов в виде дерева,
в частности, представлять информацию о степени родства в виде дерева, использовать
родословные деревья для получения информации о степени родства.
Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать
групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести
диалог и др. Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (сортировка,
упорядоченье) – упорядочивать большой набор слов в алфавитном порядке. Проводить
слияние упорядоченных массивов (работать по алгоритму), использовать дерево
сортировки (представлять реальный процесс в виде дерева), использовать для сортировки
классификацию.
Знакомиться с важнейшими алгоритмическими понятиями (конструкция повторения).
Выполнять программы для Робика, включающие конструкцию повторения. Строить
программы для Робика, включающие конструкцию повторения.
Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «робик» для
определения начального положения Робика по его программе, включающей конструкцию

27-28
29
30
31
32
33-34

Склеивание мешков цепочек.
Таблица для склеивания мешков.
Проект «Турниры и
соревнования».
Игра «Проверь себя».
Выравнивание, решение
необязательных и трудных задач.
Проект «Живая картина».

2
1
1
1
1
2

повторения.
Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (мешок цепочек). Выполнять
операцию склеивания мешков цепочек. Строить мешки цепочек по результату их
склеивания. Строить знаково-символические модели информационных процессов:
представлять процесс склеивания мешков в виде дерева и таблицы, представлять процесс
проведения турниров в виде дерева и таблицы, моделировать словообразовательные
процессы с помощью склеивания мешков цепочек. Заполнять турнирную таблицу,
подсчитывать очки, распределять места.
Работать в компьютерной адаптированной среде: осваивать способы решения задач
творческого характера (построение объекта с учётом готовых элементов). Изготавливать
компьютерное изображение, включающее хотя бы один движущийся персонаж: рисовать
фон для картины, программировать простое движение объекта с помощью команд
исполнителя.

Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение образовательного процесса
1. Рудченко Т. А., Семенов А.Л. «Информатика». Сборник рабочих программ. 1 - 4 классы:
пособие для учителей общеобразовательных учреждений - М.: «Просвещение», 2011 г.
2. Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных
учреждений. Часть 1. 3-е издание. – Москва «Просвещение», Институт новых технологий, 2011. –
104 с.;
3. Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. Рабочая тетрадь. 1 класс. Часть 1. Пособие для
учащихся общеобразовательных учреждений. 2-е издание, доработанное. – Москва «Просвещение»,
Институт новых технологий, 2010. – 48 с.;
4. Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. Тетрадь проектов. 1 класс. Часть 1. Пособие для
учащихся общеобразовательных учреждений. 2-е издание. – Москва «Просвещение», Институт
новых технологий, 2010. – 12 с.;
5. Рудченко Т.А., Архипова Е.С. Информатика. 1 класс. Поурочные разработки – Москва
«Просвещение», Институт новых технологий, 2012.
6. Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. Рабочая тетрадь. 2 класс.
Москва
«Просвещение», Институт новых технологий, 2014;
7. Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. Тетрадь проектов. 2 класс.
Москва
«Просвещение», Институт новых технологий, 2012;
8. Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных
учреждений. Москва «Просвещение», Институт новых технологий, 2014;
9. Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. Тетрадь проектов. 3 класс.
Москва
«Просвещение», Институт новых технологий, 2014;
10.
Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. Рабочая тетрадь. 3 класс. Москва
«Просвещение», Институт новых технологий, 2015;
11.
Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. 4 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение», Институт новых технологий, 2014;
12.
Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. Тетрадь проектов. 4 класс. Москва
«Просвещение», Институт новых технологий, 2014;
13.
Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. Рабочая тетрадь. 4 класс. Москва
«Просвещение», Институт новых технологий, 2015;
Технические средства обучения
1. Ноутбук учителя (рабочее место) с Wi-Fi
2. Компьютерная составляющая (http://school-collection.edu.ru/)
3. Ноутбуки для обучающихся со стандартным набором программ для работы: с текстами –
Word, с растровой графикой - Paint, с презентациями - PowerPoint, с Wi-Fi
4. Проектор
5. Интерактивная доска
6. МФУ
7. Устройства вывода звуковой информации (колонки) для озвучивания всего класса
8. Документ-камера


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».