01.09.2022
Место работы – кабинет начальных классов
Куратор службы: Попова Ксения Александровна, заместитель директора по правовому воспитанию
О Школьной службе примирения (медиации)
Медиация — одна из технологий
альтернативного урегулирования споров (англ. alternative dispute resolution,
ADR) с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в
данном конфликте стороны — медиатора (посредника)... (wikipedia.org/wiki/)
Назначение школьной службы примирения.
Подростки и дети «группы риска» часто вовлекаются в конфликты, становятся
нарушителями или жертвами. Используемая нами восстановительная медиация
позволяет подросткам избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний,
самостоятельно разрешить ситуацию (в том числе возместить ущерб), избежать
повторения подобного в будущем.
Школьная среда часто не способствует освоению подростками навыков общения,
культурных форм завоевания авторитета и формирования конструктивных
способностей взаимодействия с другими людьми, необходимых для будущей жизни. Те
способы реагирования на конфликты, которые обычно практикуются подростками и
учителями, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными.
Типичные способы реагирования на конфликты в образовательных организациях:
· самостоятельные разбирательства, инициированные самими
несовершеннолетними;
· замалчивание;
· разбирательства с участием представителей администрации ОО,
родителей, законных представителей, педагогических работников ОО и т.д.
Конфликт, решенный непосредственными участниками, которые самостоятельно
нашли взаимно удовлетворяющее решение и приняли на себя
ответственность за выполнение решения, чаще исчерпывает себя полностью и
не повторяется. Для этих целей действует (содействует конфликтующим
сторонам) нейтральный посредник - ведущий примирительных программ.
Ведущий примирительных программ не осуждает, не навязывает сторонам свое
видение и решение, не устраивает разбирательств и не принуждает стороны к
примирению.
Ведущий примирительных программ помогает всем участникам найти выход из
спорной ситуации, максимально снизив эмоциональный накал, высказав друг другу
обиды и претензии в форме, приемлемой для продолжения общения, а также
обсудить, как избежать повторения ситуации в будущем.
Ведущий примирительных программ организует примирительную встречу только
при добровольном согласии обеих сторон и в их интересах.
Школьная служба примирения это:
1. Разрешение конфликтов силами самой школы.
2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
3. Профилактика школьной дезадаптации.
ШСП рассматривает следующие конфликты:
- межличностные конфликты
- нецензурные оскорбления
- причинение незначительного
материального ущерба
- взаимные обиды
- длительные прогулы в
результате конфликта
- изгои в классе
- конфликты с учителями, с родителями.
Цели школьной службы примирения:
1. Распространение среди учащихся, родителей и учителей цивилизованных форм
разрешения конфликтов.
2. Помощь в разрешении конфликтных ситуаций на основе принципов
восстановительной медиации.
3.Снижение количества административного реагирования на правонарушения.
Задачи школьной службы примирения:
1. Проведение примирительных программ для участников конфликтных
ситуаций.
2. Обучение школьников цивилизованным методам урегулирования конфликтов и
ответственности.
3. Информирование учеников, родителей и учителей о принципах и ценностях
восстановительной медиации.
Миссия ШСП:
1. Создается альтернативный путь разрешения конфликтов
2. Конфликт превращается в конструктивный процесс
3. Приобретаются навыки активного слушания, лидерства и другие
полезные коммуникативные умения
4. Улучшаются взаимоотношения среди детей и взрослых
5. Развивается чувство ответственности за свой выбор и решения,
а также усиливается чувство личной значимости.
Цель всех примирительных практик одна – содействие в скорейшем
урегулировании конфликта в интересах сторон.
Восстановительная медиация – встреча спорящих сторон «за столом
переговоров» в присутствии посредника (ведущего примирительных программ),
который направляет беседу так, чтобы встреча не переросла в новый
конфликт и взаимно удовлетворяющая договоренность была достигнута. При
необходимости проводятся переговоры о заглаживании (возмещении) причиненного
вреда. Ответственность за результат встречи лежит на ее участниках.
Медиативные технологии могут применяться в случаях конфликтов или
мелких криминальных ситуаций (краж, драк), конфликтах между несовершеннолетними
и работниками ОО, между родителями / законными представителями и работниками
ОО, между детьми и родителями / законными представителями.