муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 29» МАОУ "ООШ № 29" Подписано цифровой подписью: МАОУ "ООШ № 29" Дата: 2021.02.08 17:10:38 +05'00' Утверждена в рамках ООП ООО Приказом от 28.05.2020 № 43 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Шахматы» 1-5 классы Разработал учитель: Махнев В.Г. Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности «Шахматы» составлена на основе программы «Шахматы-школе», автор И. Г. Сухин. Предлагаемый курс рассчитан на четыре года обучения по 1-му часу в неделю. Цель и задачи программы: Цель: создание условий для гармоничного развития детей во внеурочное время. Задачи: 1. обучающие: - обучение детей приемам игры в шахматы; - формирование у детей основ общей подготовки по вопросам планирования, организации и контроля своих действий; 2. развивающие: - развитие всех видов памяти (образной, ассоциативной…), мышления, внимания; - формирование пространственного представления, образного восприятия действительности; - развитие речи, словарного запаса детей; - развитие умения прогнозировать; 3. воспитательные: - воспитание межличностных отношений (толерантности, дружелюбия, взаимопомощи); - воспитывать выдержку и самообладание, объективное отношение к себе; - воспитание усидчивости, трудолюбия, активности. Условия реализации программы. Занятия проводятся в группе. На начальном этапе дети знакомятся с историей развития шахмат, с шахматными фигурами и правилами передвижения фигур. На втором этапе дети учатся разрешать шахматные комбинации. На последнем этапе дети овладевают умениями игры в шахматы. Срок реализации программы – 4 года. Ожидаемые результаты К концу учебного года дети должны знать: - шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; - названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры. К концу учебного года дети должны уметь: - ориентироваться на шахматной доске; - играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; - правильно помещать шахматную доску между партнерами; - правильно расставлять фигуры перед игрой; - различать горизонталь, вертикаль, диагональ; - рокировать; - объявлять шах; - ставить мат; - решать элементарные задачи на мат в один ход. Содержание программы. Программа реализуется на теоретических и практических занятиях, которые спланированы по принципу «от простого - к сложному»: знакомство с историей развития шахмат, развитие умений при игре в шахматы. Каждое занятие включает в себя: беседу, анализ предполагаемых действий, планирование своих действий, практическую часть занятий и итоговую рефлексию. Программой предусмотрены самостоятельные работы, шахматные турниры. Формы работы: индивидуальные и групповые. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Программой предусматривается 33 шахматных занятий (1 занятие в неделю) для начинающих. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи. Программа разработана для учителей первых классов, но она может быть использована на начальном этапе обучения во вторых классах, а также в детских садах. Это обеспечивается применением на занятиях доступных заданий по каждой теме для каждой возрастной группы детей. К примеру, при изучении игровых возможностей ладьи шестилетним детям предлагаются более легкие дидактические задания, чем детям восьми лет, при этом последовательность изложения материала остается прежней. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСА. Шахматная доска. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Дидактические игры и задания. «Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками. «Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски. «Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски. 1. 2. Шахматные фигуры. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические игры и задания. «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана. «Угадайка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура. «Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет». «Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана. «Что общего?». Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга, чем отличаются. «Большая и маленькая». Педагог ставит на столе 6 разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру. Задача: поставить все фигуры по высоте. Начальная расстановка фигур. Начальное положение; расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. Дидактические игры и задания. «Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию. «Да и нет». Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает детей, стоят ли эти две фигуры рядом в начальном положении. «Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать. 3. Ходы и взятие фигур. (основная тема учебного курса). Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, слоновые, коневые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. Дидактические игры и задания. «Игра на уничтожение» - важнейшая игра курса. У ребенка внутренний план действий, развивается аналитико – синтетическая функция мышления и др. педагог играет с учениками ограниченным количеством фигур. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. «Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, неподвижными). «Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на 4. «заминированные поля» и не перепрыгивая их. «Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные поля» и на поля, находящиеся под ударом черных фигур. «Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур. «Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски. «Захват контрольного поля». Игра фигуры против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника. «Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя. «Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем. «Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры. «Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру. «Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем. «Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур. «Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными полями». Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. Цель шахматной партии. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила. Дидактические игры и задания. «Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет. «Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю. «Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю. «Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха. «Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю. «Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах. «Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях. 5. Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. Дидактические игры и задания. «Два хода». Для того, чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами. 6. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Программа второго года обучения предназначена для обучающихся начальных классов, прошедших программу первого года обучения. Программа предусматривает 34 учебных занятия, по одному занятию в неделю. Если на первом году обучения большая часть времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь много занятий посвящено простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. Важным достижением в овладении шахматными основами явится умение детей ставить мат. Учебный курс включает в себя 6 тем: 1) «Краткая история шахмат» 2) «Шахматная нотация» 3) «Ценность шахматных фигур» 4) «Техника матования одинокого короля» 5) «Достижение мата без жертвы материала» 6) «Шахматная комбинация». В программе дается перечень дидактических игр и заданий с небольшими пояснениями к ним, приводится вариант поурочного распределения программного материала, а также список оригинальных учебников и пособий в помощь обучающим шахматной игре. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСА. Краткая история шахмат. Рождение шахмат. От чатуранги до шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. 2. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения. Дидактические игры и задания. «Назови вертикаль» «Назови горизонталь» «Назови диагональ» «Какого цвета поле?» «Кто быстрее». (кто быстрее найдет конкретное поле, к примеру с1 или е6) 1. Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты. Дидактические игры и задания. «Какая фигура сильнее?» «Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны. «Выигрыш материала». Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса. «Защита». В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство. 3. Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля. Дидактические игры и задания. «Шах или мат?» «Мат или пат?» «Мат в один ход». «На крайнюю линию». Белым надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или диагоналей. «В угол». Белым надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на угловое поле. «Ограниченный король». Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода. 4. Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата. Дидактические игры и задания. «Объяви мат в два хода». «Защитись от мата». 5. Шахматная комбинация. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.). Дидактические игры и задания. «Объяви мат в два хода». «Сделай ничью». «Выигрыш материала». 6. К концу учебного года дети должны знать: - обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур; - ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур. К концу учебного года дети должны уметь: - записывать шахматную партию; - матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей; - проводить элементарные комбинации. ТРЕТИЙ И ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Программа «Шахматы, третий и четвертый год» предназначена для обучающихся начальных классов, прошедших два/три года обучения игре в шахматы. Программой «Шахматы, третий и четвертый год обучения» предусматривается 68 учебных занятий, по одному занятию в неделю. На основе ранее приобретенных знаний и умений ребята углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала заботливо отбирается не только доступный, но и максимально ориентированный на развитие материал. Учебный курс включает в себя три большие темы: «Основы дебюта», «Основы миттельшпиля» и «Основы эндшпиля». В программе приводится перечень дидактических заданий с небольшими пояснениями к ним, делается вариант поурочного распределения программного материала, а также список учебников и пособий в помощь обучающим шахматной игре. Примерная тематика курса «Шахматы, третий и четвёртый год». Основы дебюта. Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против «Повторюшки – хрюшки». Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание «пешкоедов». Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах. Дидактические задания. «Мат в один ход», «Поставь мат в один ход нерокированному королю», «Поставь детский мат». Белые или черные начинают и объявляют противнику мат в один ход. «Поймай ладью», «Поймай ферзя». Надо найти ход, после которого рано введенная фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру. «Защита от мата». Надо найти ход, позволяющий избежать мата в один ход. «Выведи фигуру». Здесь определяется, какую фигуру на какое поле лучше развивать. «Поставь мат в один ход «повторюшке». Требуется объявить мат противнику, который слепо копирует ваши ходы. «Мат в два хода». «Выигрыш материала», «Накажи «пешкоеда». Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество. «Можно ли побить пешку?». Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату. «Захвати центр». «Можно ли сделать рокировку?». «В какую сторону можно рокировать?». «Чем бить черную фигуру?». Надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоение пешек. «Сдвой противнику пешки». Требуется так побить неприятельскую фигуру, чтобы у противника образовались сдвоенные пешки. 1. Основы миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, нарушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, «рентгена», перекрытия и др. комбинации для достижения ничьей. Дидактические задания. «Выигрыш материала». Надо провести типичный тактический прием, либо комбинацию, и остаться с лишним материалом. «Мат в три хода». Требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в три хода. «Сделай ничью». Надо пожертвовать материал и добиться ничьей. 2. 3. Основы эндшпиля. Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи, ферзя. Ладья против ладьи, слона, коня. Матование двумя слонами. Матование конем и слоном. Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата». Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения. Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле. Дидактические задания. «Мат в два хода». «Мат в три хода» «Выигрыш фигуры». «Квадрат». Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи. «Проведи пешку в ферзи» «Выигрыш или ничья?». «Куда отступить королем?» «Путь к ничьей». К концу четвёртого года обучения дети должны знать: - принципы игры в дебюте; - основные тактические приемы; - что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля. К концу четвёртого года обучения дети должны уметь: - грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; - находить несложные тактические удары и проводить комбинации; - точно разыгрывать простейшие окончания. Тематическое планирование внеурочных занятий по программе «Шахматы» 1 год обучения № п/п Тема занятия Колич. часов 1 Шахматная доска. 1 2 Шахматная доска. 1 3 Шахматные фигуры. 1 4 Шахматные фигуры. 1 5 Начальное положение. 1 6 Ладья. 1 7 Слон. 1 8 Ладья против слона. 1 9 Ладья против слона. 1 10 Ферзь. 1 11 Ферзь против ладьи и слона. 1 12 Ферзь против ладьи и слона. 1 13 Конь. 1 14 Конь против ферзя, ладьи и слона. 1 15 Конь против ферзя, ладьи и слона. 1 16 Пешка. 1 17 Пешка против ферзя, ладьи, слона и коня. 1 18 Пешка против ферзя, ладьи, слона и коня. 1 19 Король. 1 20 Король против других фигур. 1 21 Шах. 1 22 Шах. 1 23 Мат. 1 24 Мат. 1 25 Ничья, пат. 1 26 Ничья, пат. 1 27 Рокировка. 1 28 Рокировка. 1 29 Шахматная партия. 1 30 Шахматная партия. 1 31 Шахматная партия. 1 32 Повторение программного материала. 1 33 Резерв 1 Итого: 33ч Тематическое планирование курса «Шахматы». 2-ой год обучения. 34 учебных часа. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Тема Введение. Повторение материала пройденного в прошлом году. Три фигуры против целой армии. Страницы шахматной истории. Шахматная нотация. Ценность шахматных фигур. Ценность шахматных фигур. Ценность шахматных фигур. Способы защиты. Уничтожение атакующих фигур. Уничтожение атакующих фигур. Кол- во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Уничтожение атакующих фигур. Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. Две ладьи против короля. Две ладьи против короля. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Ферзь и ладья против короля. Ферзь и ладья против короля. Ферзь и ладья против короля. Ферзь и король против короля. Ферзь и король против короля. Ферзь и король против короля. Ферзь и король против короля. Ладья и король против короля. Ладья и король против короля. Ладья и король против короля. Ладья и король против короля. Достижение мата без жертв материала. Учебное положение на мат в два хода в эндшпиле. Защита от мата в эндшпиле. Учебное положение на мат в два хода в миттельшпиле. Защита от мата в миттельшпиле. Учебное положение на мат в два хода в дебюте. Защита от мата в дебюте. Повторение. Резерв Итого: 1 16ч. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7ч. 1 1. 1. 1 1. 1. 1. 34ч. Тематическое планирование курса «Шахматы». 3-ий год обучения. 34 учебных часа. № п/п 1-3 4 5 6 7 8 Тема урока Повторение пройденного материала Повторение. Практика матования одинокого короля. Основы дебюта. Двух и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Решение заданий «Поймай ладью», «Поймай ферзя». Игровая практика. 9 Игра «на мат» с первых ходов партии. «Детский мат». Защита. 10 Вариации на тему «детского мата». 11 Другие угрозы быстрого мата в дебюте. 12 «Повторюшка – хрюшка» (чёрные копируют ходы белых). Наказание повторюшек. 13-14 Решение заданий. Игровая практика. 15 Принципы игры в дебюте. Темпы. Гамбиты. 16 Быстрейшее развитие фигур. 17 Наказание за несоблюдение быстрейшего развития фигур. «Пешкоедство» 18 Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. 19-20 Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит. 21 Принципы игры в дебюте. 22 Безопасное положение короля. Рокировка. Количество часов 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 1 1 Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. 24 Связка в дебюте. 25 Полная и неполная связка. 26 Коротко о дебютах. 27-28 Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты. 29 Основы миттельшпиля. 30 Общие рекомендации о том, как выиграть в миттельшпиле. 31-32 Закрепление пройденного материала. 33 Шахматный турнир. 34 Резерв Итого: 23 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 34ч. Тематическое планирование курса «Шахматы». 4-ый год обучения. 34 учебных часа. № п/п 1-3 4 5 6 7 8 9 10-11 12-13 14-15 16-17 18 19 20 21 22-23 24 25 26-27 28 29 30 31-32 33 34 Тема урока Повторение пройденного материала. Тактические приёмы. Тактические приёмы. Связка в миттельшпиле. Тактические приёмы. Двойной удар. Тактические приёмы. Открытое нападение. Тактические приёмы. Открытый шах. Тактические приёмы. Двойной шах. Тактические приёмы. Игровая практика. Матовые комбинации на мат в три хода. Тема завлечения. Матовые комбинации. Тема блокировки. Тема разрушения пешечного прикрытия короля. Матовые комбинации. Игровая практика. Матовые комбинации. Тема уничтожения защиты. Матовые комбинации. Тема «рентгена», перекрытия и батареи. Матовые комбинации. Игровая практика. Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах. Решение заданий. Игровая практика. Шахматные комбинации. Шахматные комбинации. Шахматные комбинации. Закрепление пройденного. Итог. Шахматный турнир. Резерв Итого: Количество часов 3 1 1 1 1 1 1 2 2 1 2 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 1 2 1 1 34 ч. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)